Иосиф Бродский.
Место не хуже любого
Город:
Год:
Локация:
Команда:
Архитектура: Кирилл Асс, Надя Корбут
Генеральный директор: Александр Борода
Технический директор: Илья Покровский
Экспозиция начинается с пространства, воссоздающего ленинградский родительский дом — «полторы комнаты» в коммунальной квартире на улице Пестеля. Последующие места жительства оказывались условным домом для Бродского: в каждом из них он подсознательно воспроизводил вокруг письменного стола тесное пространство «полутора комнат». Логика построения экспозиции основана на воссоздании этого «модуля существования» — кабинета с узнаваемыми чертами в разных географических точках.
В рамках световой концепции мы работали с двумя основными составляющими: художественным решением общей сценографии экспозиции и непосредственным освещением экспонатов.
В основу первой – лег образ светового дня, как метафора нового этапа в жизни Бродского со своим началом и концом. По мере перехода из одного кабинета в другой меняется время суток, благодаря имитации естественного света в окнах.
Все начинается в аэропорте Пулково на рассвете, а заканчивается закатом в зале Венеция.
Второй немаловажной составляющей была работа со светом для экспонатов, которая требовала деликатной и точной настройки, так как все предметы были крайне светочувствительны.
Пройдемся по порядку по залам.
Зал «Ленинград», посвященный отъезду, воспроизводит элементы аэропорта Пулково – стойку регистрации и приема багажа, табло с рейсами, яркий свет раннего утра, создающий контрастные длинные тени от сплошного остекления, дополняют этот образ.
Коридоры соединяющие залы решены практически без света, есть лишь один косой луч на текст и свечение от проекции.
Зал «Англия» – это первое пространство с кабинетом, в нем свет из окна рассеянный, всепоглощающий, будто утро в туманном Альбионе.
В зале «Америка» воспроизведен свет солнечного дня с резкими тенями.
В зале «Швеция» – северный холодный сумеречный свет, на фоне которого экспозиционный свет кажется теплым и уютным.
В зале «Венеция» основной эффект создает проекция венецианского вида на закате, свет лишь выявляет и подчеркивает экспонаты.